Вы здесь

Логопедия

Логопедия — наука, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи. Руководствуясь в первую очередь основными принципами дефектологии, логопедия опирается также на знания психологии, языкознания и физиологии. В задачи логопеда входит выявление и помощь в устранении недостатков устной и письменной речи у детей, используя специальные логопедические упражнения.

Как происходит развитие речи в раннем возрасте

Специалисты выделяют несколько периодов развития речи у дошкольника:

•  0 – 1 месяц: у малыша громкий крик с коротким вдохом и длинным выдохом;
  1 – 3 месяц: произнесение коротких звуковых цепочек, начало гуления;
  3 – 6 месяцев: звуки становятся напевными, продолжительными;
  6 – 9 месяцев: ребенок начинает подражать звукам взрослых;
  9 – 12 месяцев: в речи 5-6 лепетных слов, ребенок подражает интонациям, хорошо выражает свое настроение, понимает обращенную речь взрослого, выполняет простые инструкции;
  12 – 18 месяцев: появляется потребность в общении, произносит одиночные слова, называет имена и знакомые предметы, в словарном запасе 10 – 50 слов;
  18 – 24 месяцев: строит короткие предложения, использует в речи глаголы и прилагательные, словарный запас составляет 200 – 300 слов;
•  2 – 3 года: говорит длинными предложениями, задаёт простые вопросы, внимательно слушает рассказы, словарный запас до 1000 слов;
  3 – 4 года: возраст «почемучки», ребёнок понимает сложные предложения, может рассказывать истории (реальные и вымышленные), описывать события;
  4 – 4,5 года: малыш говорит всё более сложными предложениями, фонематическая система к этому возрасту уже полностью сформирована. В речи автоматизируются звуки: [Ш], [Ж], [З], [С], [Ч], [Щ];
  4,5 – 5,5 лет: пересказывает сказки, рассказывает о том, что наблюдает, делится мыслями и чувствами, понимает юмор, грамматический строй речи и словообразование полностью сформировывается, в словарном запасе до 3000 слов;
•  5,5 – 6 лет: ребенок овладевает различной  по сложности слоговой структурой слов, полностью в речи автоматизируются все звуки родного языка, в том числе звуки [Л],[Р];
  6 – 7 лет: начало развития письменной речи.

 

Формирование речевых способностей не всегда происходит по стандартной схеме, влияние оказывают различные факторы. В частности, девочки развиваются и, соответственно, начинают говорить, быстрее мальчиков. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также условия окружающей среды. Важную роль играют также наследственность, психологический климат в семье, социально-бытовые условия и то, много ли времени уделяют общению с малышом, «сюсюкаются» с ним или используют грамотно поставленную речь.

Признаки того, что Вашему малышу необходима консультация логопеда:

- до 2 лет ребёнок не начал говорить, заменяет слова жестами или в его лексиконе всего 5 – 10 слов;
- в 4 – 5 лет он произносит не все звуки родной речи, переставляет слоги местами, недоговаривает слова;
- после 6 лет наблюдается несвязная речь, ребёнок не умеет грамотно строить предложения, плохо запоминает стихотворения, затрудняется с пересказом;
- посторонние люди с трудом понимают, о чём говорит ребёнок;
- у Вас есть другие основания предполагать, что малыш отстаёт в речевом развитии от детей своего возраста.

По статистике речевые и языковые расстройства наблюдаются у 40% детей. Это достаточно много и говорит о распространённости проблемы. Со стороны родителей будет правильным решением посетить с ребёнком логопеда в раннем возрасте (до 2-х лет), даже если нет поводов для тревоги. Помните, что исправление речевых изъянов на ранних стадиях происходит более эффективно и занимает меньше времени.

Логопедические занятия необходимы, если невропатолог или логопед поставили ребенку один (или несколько) из следующих диагнозов: задержка речевого развития; общее недоразвитие речи; задержка психо-речевого развития; дислалия (искажение произношения отдельных звуков); заикание и др.

Опытный детский логопед Центра "до 16-ти" проведёт логопедическое обследование, чтобы оценить уровень развития малыша, своевременно диагностирует возможные нарушения, даст необходимые рекомендации и определит курс коррекции. Индивидуальные логопедические занятия проходят в игровой форме и помогают:
-  стимулировать появление речи у не говорящих детей;
-  скорректировать произношение и исправить дефекты дикции (заикание, картавость и др.);
-  научить ребёнка грамотно формулировать предложения, увеличить словарный запас;
-  откорректировать звукопроизношения;
-  развить фонематический слух.

Общительный и разговорчивый ребёнок, как правило, вызывает к себе всеобщее расположение, ему легче учиться в школе, находить контакт с учителями и сверстниками. В будущем ему будет гораздо проще достичь успеха в различных сферах, ведь умение доступно излагать свои мысли, говорить красиво, ясно и чётко —  всегда огромный плюс!
 

Напишите нам в Telegram

Напишите нам в чат